Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Корпоративная Стратегия 📈 — Управление, Виды и Разработка
Корпоративная Стратегия 📈 — Управление, Виды и Разработка
Корпоративная Стратегия 📈 — Управление, Виды и Разработка
⚡ Ответим в течение 30 минут — contact@leadstartup.ru
+7 495 150 42 63 — с 8:00 до 21:00 МСК
Катерина Сухих

Корпоративная стратегия 📈 ее роль и понимание — управление, виды и разработка

17 отзывов, в среднем 5 из 5
Корпоративная стратегия устанавливает общие направления развития компании (бизнеса) и отражает методы управления данными направлениями для достижения стратегической цели.

Что такое корпоративная стратегия?

Корпоративная стратегия – это главная стратегия компании. Она устанавливает общие направления развития компании (бизнеса) и отражает методы управления данными направлениями для достижения стратегической цели.

Получите нашу единую MIRO–доску с 100+ инструментами и доступ к Google–диску
Материалы тренингов LeadStartup

Какие вопросы решает корпоративная стратегия?

Корпоративная стратегия должна решает вопросы: каким бизнесом заниматься?; какой бизнес надо остановить?; в какой бизнес нужно еще войти? На корпоративном уровне принимаются «судьбоносные» решения для компании. К ним относятся решения о расширении или уменьшении компании.

Какие виды корпоративных стратегий существуют?

Основными корпоративными стратегиями являются стратегии роста (диверсификации и интеграции), стабилизации и сокращения. В сложных структурах они могут сочетаться.

Понятие корпоративной стратегии и ее роль в стратегии организации

С ростом и развитием компаний стратегическое планирование выходит в приоритет как механизм достижения целей организации. Для эффективного менеджмента, особенно в больших структурах, необходимо понимание общих направлений развития компании, т.е. стратегии. При этом сама стратегия компании представляет собой многоуровневую структуру, включающую корпоративную стратегию, которую мы и рассмотрим в данном тексте.

Корпоративная стратегия

Стратегия организации – это поведение организации в конкурентной среде, обеспечивающее достижение главной цели фирмы.

В общем смысле она представляет перечень направлений перспективного развития организации

но не план!

Структура стратегии организации включает три основных уровня:

  • Корпоративная стратегия, которая устанавливает основные ценности компании, а также определяет порядок распределения ресурсов между сферами бизнеса и непосредственно сами эти сферы для достижения цели компании. Корпоративная стратегия – это верхний уровень стратегии, который задает основные направления развития компании.
  • Конкурентная (или деловая) стратегия. Данный уровень предполагает создание конкурентного положения компании в отрасли и применение различных методов, ресурсов и инструментов для удержания и укрепления конкурентного положения.

При этом, для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой

  • Функциональная стратегия. Данный уровень носит подчиненный характер и служит обеспечению реализации функций первых двух стратегий в следующих областях: маркетинговая, финансовая, производственная, технологическая и т.п.

 корпоративный менеджмент

Вместе данные уровню образуют иерархию. Первый уровень, — корпоративный, — в целом образуется набором деловых и функциональных стратегических направлений. При этом каждый уровень стратегии формирует ограничения для стратегий более высоких уровней. Крупные компании со сложной организационной структурой формируют стратегии как по отдельным направлениям бизнеса, так и на корпоративном уровне.

Корпоративная стратегия, как уже отмечалось, устанавливает общие направления развития компании (бизнеса) и отражает методы управления данными направлениями для достижения стратегической цели.

Корпоративную стратегию компании определяют масштаб компании, связи ее единиц, а также методы управления первыми двумя характеристиками.

Корпоративная стратегия – это главная стратегия компании

Если компания многопрофильная и включает несколько бизнесов (организационных единиц), то необходимо решать задачи как конкурентного положения на их рынках, так и их взаимодействия (эффективного перераспределения ресурсов).

Сама корпоративная стратегия реализуется корпоративным центром.

Корпоративная стратегия Принятие корпоративных стратегических решений самое сложное. Именно на этом уровне решаются вопросы о самом существовании бизнеса, о его форме, развитии, расширении или же ликвидации и т.п. На уровне корпоративной стратегии согласовываются товарные стратегии, а также инвестиционные направления.

Также корпоративная стратегия регулирует вопросы в следующих сферах:

  • распределение ресурсов между своими организационными элементами;
  • решения по развитию организационной структуры и продуктовой линейки;
  • решения по слияниям, поглощениям, участию в интеграционных структурах и т.д.

Но самое важное, что решается на уровне корпоративной стратегии – это вопросы регулирования стоимости элементов своей организационной структуры. Есть четыре основных способа регулирования стоимости организационных единиц компании корпоративным центром через:

  • повышение качества работы этих орг.элементов;
  • функциональное управление и обслуживание организационных единиц корпоративным центром;
  • развитие организационной структуры компании;
  • развитие взаимосвязей орг.единиц.

В общем смысле, корпоративная стратегия должна ответить на вопросы: каким бизнесом заниматься?; какой бизнес надо остановить?; в какой бизнес нужно еще войти?

Основные типы корпоративных стратегических решений

Как уже отмечалось, на корпоративном уровне принимаются «судьбоносные» решения для компании. К ним относятся решения о расширении или уменьшении компании.

Решения по расширению* * Внутреннее развитие компании

Под внутренним развитием компании понимается создание нового направления бизнеса «с нуля» в рамках уже существующей структуры. Обычно такое решение взвешивается, наряду с приобретением уже готового бизнеса.

Вопросы создания нового направления бизнеса в рамках существующей компании зависят от его взаимосвязи с текущими направлениями. Например, отказ от закупки сырья, или отказ от услуг по упаковке в пользу самостоятельного производства и пр. Здесь же могут быть направления для создания дополнительной ценности товара.

Принимая решение о внутреннем развитии, взвешиваются не только финансовые факторы, но также и временные: готова ли компания ждать некоторое количество времени до периода полной готовности бизнеса.

    • Поглощение

Еще одним направлением развития бизнеса является поглощение.  Поглощение – это процесс установления контроля над организацией путем выкупа части ее уставного капитала. Как правило, данная часть не должна быть меньше 30 процентов. В данном случае приобретается возможность владения уже готовым новым бизнес–направлением, что существенно снижает временные и финансовые затраты на развитие бизнеса «с нуля». При этом, сами по себе поглощения могут быть дорогими, неполнота информации о покупаемом предприятии может быть причиной будущих убытков, как и сама поглощаемая компания имеет риск не вжиться в структуру нового для нее бизнеса.

    • Стратегический союз

Стратегический союз заключается в целях совместного использования конкурентных преимуществ компаний. Он представляет из себя документарно оформленную форму сотрудничества. Это может быть все, что угодно: поставки, услуги, совместные НИРы, совместное производство или отдельное предприятие. Такие союзы позволяют снижать издержки, обмениваться опытом, получать дополнительные конкурентные преимущества и улучшать позицию их участников на рынке. Но при негативном сценарии убытки могут понести все участники союза.

Решения по уменьшению / устранению компании

    • Изъятие капиталовложений

Зачастую, при не достижении стратегической цели, компания принимает решение об устранении убыточного актива. Это называется изъятием капиталовложений. Данная реорганизация происходит по причинам прошлых неверных корпоративных стратегических решений (например, при поглощении), изменений условий рынка, а также преодоления финансовых трудностей (например, кризисов).

Изъятие капиталовложений происходит посредствам продажи актива, передачи своей дочерней структуре в управление. Здесь же может быть использован метод «сбора урожая» — после решения о выходе бизнеса, он еще некоторое время функционирует, так как NPV в период функционирования выше мгновенной продажи или ликвидации.

    • Ликвидация активов

При невозможности найти покупателя бизнеса, воспользоваться методом «сбора урожая», вывести нерентабельный бизнес на самостоятельное управление, применяется самый неэффективный способ — ликвидация актива. Она представляет из себя распродажу в целях получения максимально возможной цены за каждый вид распродаваемого актива.

Виды корпоративной стратегии

Отталкиваясь от рассматриваемых корпоративной стратегий вопросов, можно понять и основные виды корпоративных стратегий.

Корпоративная стратегия Стратегия диверсификации предполагает вход на новый рынок или расширение бизнеса за счет расширения товарной линейки. Она может быть связанная (приобретение схожего или смежного бизнеса) и несвязанная (не относится к бизнесу компании, но может повысить его прибыльность). Также диверсификация может быть вертикальная (расширение характеристик товарной линейки с целью более глубокого проникновения на рынок) и горизонтальная (расширение перечня товаров для завоевания новых рынков)

Стратегия интеграции предполагает расширение бизнеса путем добавления новых структур Она подразделяется на горизонтальную (создание или присоединение новых бизнес–единиц со схожими производственными цепочками) и вертикальную (создание или присоединение новых бизнес–единиц, дополняющих производственную цепочку).

Также отметим стратегии стабилизации, когда компания сосредотачивается на существующих направлениях и их поддержании и сокращения (выживания), предусматривающие ликвидацию активов или частичную остановку деятельности бизнес–единиц для поддержания бизнеса в сложные периоды. Некоторые виды стратегий могут сочетаться.

Итак, мы рассмотрели основы корпоративных стратегий. В завершении отметим, что корпоративная стратегия – один из самых сложных и ответственных уровней стратегического планирования организации, определяющий ее основные пути развития. В условиях постоянных изменений внешней среды без эффективной корпоративной стратегии компания не сможет достичь своих стратегических целей. Именно на уровне корпоративной стратегии принимаются самые главные решения о судьбе организации. Поэтому выработка правильной и грамотной корпоративной стратегии является залогом успеха компании в конкурентной борьбе.

Получите единый доступ ко всем нашим 21 курсам, 8 тренингам, 4 профессиям и 126 воркшопам — с сертификацией