Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
13 сентября, 2022 г.
68 отзывов, в среднем 4 из 5

Организационная структура

Организационная структура предприятия – это схематически представленная упорядоченная взаимосвязь функциональных элементов организации, обеспечивающая достижение ее стратегической цели.
  1. Что такое организационная структура предприятия?
  2. Какова роль организационной структуры предприятия?
  3. Какие типы организационных структур применяют компании?
  4. Организационная структура
  5. Основные понятия, функции, роль организационной структуры
  6. Элементы организационной структуры
  7. Линейная организационная структура
  8. Функциональная организационная структура
  9. Линейно-штабная оргструктура
  10. Централизованно-функциональная структура
  11. Матричная структура
  12. Какую систему управления выбрать?

Что такое организационная структура предприятия?

Организационная структура предприятия – это схематически представленная упорядоченная взаимосвязь функциональных элементов организации, обеспечивающая достижение ее стратегической цели.

Какова роль организационной структуры предприятия?

Функционально организационная структура дает возможность понять направления принятия решений в компании для достижения стратегической цели. Данный документ отражает функции и полномочия каждого элемента и служит для упорядочения деятельности компании. Она описывает внутреннее строение организации, ее идеологию, взаимоотношения сотрудников, уровень гибкости компании. Структура организации отражает отношение высшего звена управления к персоналу, включенность сотрудников в процесс достижения стратегической цели, поясняет причинно–следственную связь выбора форм рабочих групп и сетей коммуникации.

Какие типы организационных структур применяют компании?

В основном, компании используют линейную, функциональную, линейно–штабную, дивизионную, централизованно–штабную и матричную структуры управления.

Организационная структура

Четкая и слаженная работа подразделений организации обеспечивает достижение конечных целей компании. Именно поэтому эффективность бизнеса напрямую зависит от организационной структуры.

В данном тексте мы рассмотрим понятие, виды и схемы организационных структур предприятий.

Получите бесплатно наш Google–диск и Miro–доски

Основные понятия, функции, роль организационной структуры

Определение, функции, роль. Организационная структура предприятия представляет из себя задокументированную схему состава и иерархии компании. Она разрабатывается исходя из целей организации.

Функционально организационная структура дает возможность понять направления принятия решений в компании для достижения стратегической цели. Данный документ отражает также функции и полномочия каждого элемента и служит для упорядочения деятельности компании. Основу оргструктуры образуют как раз связи между субъектами исходя из их полномочий.

Таким образом, выводится следующее определение организационной структуры предприятия.

Организационная структура предприятия – это схематически представленная упорядоченная взаимосвязь функциональных элементов организации, обеспечивающая достижение ее стратегической цели.

Организационная структура – это обязательная составляющая любой организации.

Она описывает внутреннее строение организации, ее идеологию, взаимоотношения сотрудников, уровень гибкости компании. Структура организации отражает отношение высшего звена управления к персоналу, включенность сотрудников в процесс достижения стратегической цели, поясняет причинно–следственную связь выбора форм рабочих групп и сетей коммуникации.

Элементы организационной структуры

А. Генри Минцберг выделил шесть главных элементов организационной структуры.

Начнем со стратегической вершины. Она осуществляет формирование миссии, стратегии и цели компании, а также руководит компанией. Далее следует промежуточное звено – средняя линия. Она обеспечивает связь руководства и операционного ядра, — элемента создания ценности товара для потребителя. Обеспечение информационных потоков подразделений организуется аналитиками и специалистами – это техноструктура. Обеспечение функционирования всех элементов оргструктуры происходит за счет вспомогательного персонала. Все эти элементы объединены не только процессными связями, но и идеологией (атмосферой и традициями компании).

Б. Другие направления выделяют в качестве основных элементов оргструктур иерархию (взаимосвязь подчиненности), ответственность менеджера за подотчетные единицы (контроль), разделение (специализацию) труда, перечень названий должностей и подразделений.

В. Также следует отметить следующую классификацию элементов: звенья, уровни управления, связи и масштаб.

Звено управления — это орган управления или работник, исполняющие управленческие функции. Они бывают линейные (ответсвенные за достижение цели, распределение ресурсов и обязанностей) и функциональные (оказывают консультационные услуги при принятии решений). Уровни управления отражают все звенья управления на одной ступени иерархии. Связи управления представляют из себя информационные потоки, подчиненность звеньев, уровней, сотрудников. Они могут быть вертикальные (связи подчиненности) и горизонтальные (связи координации). Масштаб управляемости отражает количество звеньев управления и отдельных работников в подчинении одного менеджера.

Обеспечение реализации стратегической цели упрощается при использовании методов координации деятельности внутри организации. Генри Минцберг определил пять основных таких технологий. Обоюдное согласование — контроль над работой возложен на работников. Контроль напрямую – надзор за действиями сотрудников осуществляется одним лицом. Использование стандартов в работе, к найму сотрудников и выпускаемой продукции для получения соответствующих требованиям результатов.

Линейная организационная структура

Выделяют несколько главных типов оргструктур. Самая простая организационная структура – линейная. Она предполагает спуск решений сверху вниз и подходит для малого бизнеса.

К преимуществам линейной организации относятся простота, ясность, четкие иерархия и распределение ролей, понятные перспективы развития для сотрудников. К недостаткам данной оргструктуры относятся, в основном, сложности менеджмента: требование повышенной гибкости, перегрузка, единоличная ответственность за принимаемые решения. При этом, у сотрудников часто смывается специализация, есть сложности с коммуникацией с менеджментом. В зависимости от самого менеджера, возможны риски давления команды, или же принятие решений исключительно в своих интересах.

Функциональная организационная структура

Проблема размытости задач и специализации решается в функциональной организационной структуре. Здесь сотрудники разделяются по выполняемым ими функциям. Особенностью данной структуры является формирование подразделений с экспертами по от дельным сферам управления при наличии единоначального управленца. Обычно происходит разделение на крупные блоки (финансы, сбыт, маркетинг, производство), если же эти блоки велики, то далее их делят на подразделения.

Таким образом, преимуществами данной оргструктуры являются четкая специализация, важность каждой функции, отсутствие дублей работы, скорость и эффективность. К недостаткам относятся сложность коммуникаций и недостаток информации о работе коллег, акцентуализация на персонале, а не на цели фирмы, трудность применения и контроля для растущей компании.

Функциональную структуру используют на предприятиях с ограниченной номенклатурой выпуска, стабильным рынком и при стандартности задач. Примерами могут служит предприятия сырьевой и перерабатывающей отраслей.

Ведем набор на новый поток обучения 2022 года профессиям «Скрам–мастер» и «Продакт–менеджер» — в IT, со стажировкой и трудоустройством

Линейно-штабная оргструктура

Частично недостатки первых двух структур нивелируются в линейно–штабной оргструктуре. Данная структура управления сложилась как неизбежный результат оптимизации процесса управления. Здесь присутствуют руководитель, линейные руководители и штаб. Последние призваны помогать руководителю в некоторых функциях управления. Однако, они не имеют права решения, именно поэтому в данной структуре решения принимаются медленнее. Штабная структура была введена по причине необходимости «разгрузки» администрации и оказания ей помощи специалистов. Они оказывают квалифицированное аналитическое и консультационное сопровождение высшего руководства.

Преимуществами линейно–штабной организации являются скорость исполнения задач, распределение ответственности и четкость специализации, концентрация всех участников на своих задачах, наличие вклада каждого сотрудника в решение корпоративных задач. К недостаткам данной структуры относятся сложность иерархии и связанная с этим возможная путаница между сотрудниками и непонимание конечной задачи, более высокая стоимость самой структуры, замедленность принятия решений.

Централизованно-функциональная структура

Зачастую крупные предприятия с массовым производством однородной продукции используют гибрид штабной и функциональной моделей — централизованно–функциональную. В данной структуре главы штабов могут давать поручения линейным подразделениям. Таким образом, подчинение происходит на уровнях руководителя подразделения и штаба. Также штабные руководители исполняют административные функции на уровне штаба.

Матричная структура

Другой разновидностью линейно–функциональных структур являются матричные. Матричная структура управления относится к сложным видам организационных структур, она представляет систему, в которой у одного подчиненного имеется непосредственный начальник, а также руководитель самого проекта.

Матричная структура имеет линейные и процессные связи. Линейная связь выстраивается сверху вниз и отражает подчинение сотрудников руководителям своих структурных подразделений. Процессные связи отражают наличие руководителя на каждом процессе.

Матричные структуры управления имеют следующие характеристики. Им свойственна гибкость и адаптивность. Эти системы всегда можно перестроить под любые запросы и задачи путем реструктуризации команды под каждый новый проект. Также этим системы отличаются минимальной бюрократией. Индивидуальная ответственность каждого участника процесса, а также тесное взаимодействие всех звеньев и периодическое перераспределение функционала команды позволяют сохранять заинтересованность и замотивированность каждого участника команды. Каждый сотрудник чувствует свой вклад в результат общей деятельности. Благодаря этому матричные системы управления применяются крупными компаниями и инновационными организациями.

Какую систему управления выбрать?

Таким образом, мы рассмотрели понятие, элементы и основные виды организационных структур предприятий.

В заключении отметим, что залогом успешного достижения стратегической цели является не только работа всей команды, но изначальное правильное распределение ролей, полномочий и ответственности еще на этапе создания организации, что достижимо в случае верного выбора формы оргструктуры компании. При этом, организационная структура является живым механизмом, который строит перестраивать в процессе развития и усложнения бизнес–процессов компании.

Ведем набор на новый поток обучения 2022 года профессиям «Скрам–мастер» и «Продакт–менеджер» — в IT, со стажировкой и трудоустройством