Использовать теорию диффузии инноваций можно по–разному, в зависимости от ваших задач.
Мы в LeadStartup фокусируемся прежде всего на работу с бизнесом и инновациями в бизнесе, поэтому рассмотрим именно этот аспект практики.
Разберем ниже, как можно использовать теорию диффузии инноваций в вот этих сферах:
- Создание продукта и формирование стратегии
- Маркетинг
- Клиентский сервис
Создание продукта и формирование стратегии
Теория говорит о том, что на разных этапах жизни нового продукта вашей аудиторией будут разные люди.
Но может быть и такое, что весь ваш бизнес и ваш продукт «заточен» под конкретную аудиторию. Например, под тех, кому нравится все новое, или для тех, кто отдает предпочтение устоявшимся и проверенным временем вещам.
Прежде чем создавать продукт, подумайте, на кого он нацелен? Кто будет пользоваться им?
Если он нацелен на инноваторов, вполне вероятно, что вам придется создавать новые продукты очень часто, чтобы заинтересовать эту аудиторию.
И наоборот, если вы фокусируетесь на позднее большинство, то вероятно, вам будет трудно вводить нововведения в ваш бизнес без значимых колебаний спроса на ваши продукты.
Маркетинг в соответствии с принципами диффузии инноваций
Теория может помочь вам решить вопросы, связанные с маркетинговыми взаимодействиями с вашими клиентами. А именно — понять, каким должно быть ваше ценностное предложение, упаковка вашего продукта, > Маркетинг и позиционирование должны быть разными в зависимости от того, на каком этапе развития находится ваш продукт.
Если вы только начинаете развитие продукта, вам нужны инноваторы. Именно они поддержат ваш продукт тогда, когда он есть еще только у вас в голове или на листочке бумаги.
Ранние последователи, или первопроходцы, могут помочь вам с обратной связью при использовании инновационного продукта. То есть, вы сможете докрутить его так, чтобы он стал круче, и раннее большинство его подхватило и начало им пользоваться.
Ранние последователи, помогут и с самим процессом диффузии инновации — распространением вашей инновации в обществе. Главное — удовлетворить их потребности, что не так уж сложно, так как они жаждут того решения, которое вы им предлагаете, у них горящие глаза и они активно вовлекаются в ваш продукт, потому что у них есть яркие потребности и боли.
Маркетинг на позднее большинство и на отстающих может быть создан таким образом, чтобы показать людям, что у вас проверенный продукт или технология, что ей уже пользуется Х людей, которые получают хорошие результаты от свойств этого новшества. Такое позиционирование будет цеплять эту аудиторию, ведь она склонна «подключаться» к преобладающему большинству.
Вы можете делать маркетинг лучше, ориентируясь на теорию диффузии инноваций, в частности — на предлагаемую Эвереттом Роджерсом типологию людей.
Клиенсткий сервис
Клиентский сервис, в том числе подразумевающий продажи, может кардинально измениться, если в голове держать эту теорию.
У разных клиентов разные потребности. Если вы понимаете, что речь идет о пользовании инноваций, типология Эверетта Роджерса не должна быть проигнорирована.
Клиент, который относится к раннему последователю, значительно отличается от раннего большинства. Представитель раннего большинства очень сильно отличается от представителя позднего большинства.
Ранние последователи хотят от вас внимания, новых функций, возможности давать обратную связь и тесно взаимодействовать с вашим бизнесом. Представители раннего большинства хотят определенности от продукта, отзывов, примеров использования, инструкций, хорошего дизайна. Представители позднего большинства хотят надежности, проверенности временем, большого количества вовлеченных участников.
Соответственно, будет ошибкой игнорировать потребности тех клиентов, на которых у вас сейчас идет фокусировка. И наоборот, если вы будете их учитывать, субъективно клиенты будут оценивать ваш сервис как отличный и качественный — потому что ваше исполнение реализуется в соответствии с их ожиданиями и желаниями.
Заключение и рекомендации
Итак, мы рассмотрели теорию диффузии инноваций.
Мы затронули саму суть теории. Она заключается в том, что инновации распространяются по–разному в зависимости от условий и того, на каком этапе находится развитие инновации.
Если использовать знания на практике, это ускоряет развитие инновации, будь это новый продукт, новая идея или технология.
Мы рассмотрели и типологию этой модели, в которой выделяется пять типов людей, в зависимости от их реакции на инновацию. Они имеют разные потребности, и вам нужно учитывать их, чтобы помочь вашему новшеству развиваться
Если вы, как и мы в LeadStartup, интересуетесь в первую очередь применением этой концепции в бизнесе, начните с того, чтобы определить для себя, на каком этапе находится ваш продукт или проект, и сформулируйте стратегию развития, опираясь на элементы теории.
Проанализируйте также, какая у вас аудитория. От этого может зависеть эффективность как вашего маркетинга, так и сервиса и стратегии продаж.
Клиентцентрированный бизнес — это успешный бизнес, и теория диффузии инноваций позволит вашему бизнесу стать более клиентцентрированным за счет более точного попадания в потребности и ожидания ваших клиентов.