Получите все материалы с наших тренингов — бесплатно
Эффект Масштаба в Производстве
Эффект Масштаба в Производстве
Эффект Масштаба в Производстве
⚡ Ответим в течение 30 минут — contact@leadstartup.ru
+7 495 150 42 63 — с 8:00 до 21:00 МСК
Катерина Сухих

эффект масштаба производства

18 отзывов, в среднем 4 из 5
эффект масштаба произвоства – изменение средних издержек в зависимости от объема выпуска

Что такое долгосрочные предельные издержки и как они влияют на прибыль?

Долгосрочные средние издержки – это затраты на единицу объема выпуска в долгосрочном периоде. С ростом объема производства их уровень снижается. Но наступает момент, когда с ростом выпуска долгосрочные средние издержки начнинают расти. В зависимости от этого меняется прибыль в соответствии с динамикой издержек.

Получите нашу единую MIRO–доску с 100+ инструментами и доступ к Google–диску
Материалы тренингов LeadStartup

Масштабирование – это залог успеха?

Масштаб производства — это объем выпуска предприятия. Эффект масштаба – изменение средних издержек в зависимости от объема выпуска. На этапе выхода на эффективные показатели производства, у каждой фирмы наступаем момент, когда дальнейший рост прибыли возможен только за счет изменения масштабов производства. В этот период происходит эквивалентный рост использования факторов производства и снижение переменных затрат. Когда же достигается полное использование факторов производства, наступает период замедления корректировки переменной составляющей до постоянного уровня. Затем происходит рост долгосрочных средних издержек и наступает этап обратной эффективности, т.е. снижения прибыли. Весь этот процесс называется «закон убывающей предельной полезности». Т.е. в долгосрочном периоде масштабирование дает параболистический эффект.

Что дает технологический прогресс для достижения положительного эффекта масштаба?

Большие компании с большим выпуском для отсрочки наступления момента потери отдачи от масштаба пытаются применять методы, позволяющие снизить прирост используемых факторов производства, но максимизирующие прибыль и позволяющихе сохранять качество выпускаемой продукции. По этой причине на сегодняшний день приоритетом является цифровизация производств, позволяющая задействовать меньше ресурсов, а также своевременно устранить технологические неполадки и предотвратить возможные аварии.

Эффект масштаба в экономике

Максимизация прибыли – одна из основных задач любого производства. Прибыль – это разница цены и стоимости продукции, т.е. затрат на нее. Затраты, в свою очередь, представляют из себя совокупность постоянных и переменных издержек. Постоянные издержки не зависят от объема производства и ведут себя в прямой зависимости от изменения производства. Переменные издержки, наоборот, меняются в обратную сторону от выпуска. Таким образом, для фирмы представляет интерес работать с настройкой переменных затрат за счет повышения выпуска для улучшения конечного результата. Это называется эффектом масштаба и его мы и рассмотрим в настоящей статье.

Затраты ниже - прибыль выше? LAC

Для начала необходимо более подробно рассмотреть поведение затрат в долгосрочном периоде.

Для этого введем понятие краткосрочного периода (обычно это один год) и долгосрочного периода (более года). Долгосрочный период предполагает возможность изменения объема выпуска, т.е. расширение производственных мощностей.

Долгосрочные средние издержки – это затраты на единицу объема выпуска в долгосрочном периоде. Здесь предполагается возможность изменения объемов выпуска и, как следствие, использования ресурсов для производства – факторов производства.

В долгосрочном периоде средние издержки принято считать переменными. Таким образом, с ростом объема производства их уровень снижается. Но, наступит момент, причины которого мы объясним далее, когда с ростом выпуска долгосрочные средние издержки начнут расти. аналогично себя ведет и прибыль.

Графически это можно проиллюстрировать кривой долгосрочной издержек (long – run average cost – LAC). LAC включает в себя в каждый момент времени все возможные краткосрочные средние издержки (АТС) и соприкасается с ними.

Эффект масштаба в экономике LAC — минимальные LAC при каждого объеме выпуска (Q), когда все факторы являются переменными.

Долгосрочные средние издержки и масштаб производства

Масштаб производства — это объем выпуска предприятия.

Перемещение по LAC c учетом свободного выбора Q –это изменение в масштабе производства.

Что же можно понять при анализе LAC? При росте выпуска:

  • снижение LAC демонстрирует экономию;
  • увеличение LAC демонстрирует ущерб;
  • неизменность LAC демонстрирует постоянный эффект от изменения масштаба производства.

Тогда логично возникает вопрос:

Масштабирование – это залог успеха?

Чем крупнее компания, тем больше факторов производства она использует и тем больше преимуществ имеет: возможность массового выпуска, использование технических новшеств, уверенное положение на рынке, экономия труда через масштаб производства. Но важно, что каждая фирма все же имеет предел роста.

На этапе выхода на эффективные показатели производства, у каждой фирмы наступаем момент, когда дальнейший рост прибыли возможен только за счет изменения масштабов производства.

В этот период происходит эквивалентный рост использования факторов производства и снижение переменных затрат.

Когда же достигается полное использование факторов производства, наступает период замедления корректировки переменной составляющей до постоянного уровня. Затем происходит рост долгосрочных средних издержек и наступает этап обратной эффективности, т.е. снижения прибыли.

Весь этот процесс называется «закон убывающей предельной полезности» и в графическом интерпретировании выглядит так:

Эффект масштаба в экономике Из описанного процесса следует, что эффект масштаба – изменение средних издержек в зависимости от объема выпуска. То есть, разница выгоды и затрат в долгосрочном периоде.

Эффект масштаба подразумевает, что все факторы являются переменными и постоянными в соотношении использования.

Повышение выпуска возможно за счет расширения производственных мощностей. Это долгий период, особенно для макропредприятий. Именно поэтому эффект масштаба рассматривается для долгосрочного периода.

Эффект масштаба, исходя из графика, может быть:

  • положительным;
  • отрицательным;
  • постоянным.

Рассмотрим более подробно, что же происходит на каждом участке.

Положительный эффект масштаба производства

Положительный эффект масштаба производства – это рост отдачи от использования факторов производства. Графически это представляет более быстрый рост выпуска (Q), чем совокупных затрат от использования факторов произвосдтва (ТС) и убывание средних издержек в долгосрочном периоде (LAC).

Эффект масштаба в экономике Положительный эффект масштаба производства обуславливается возможностью повышать производительность за счет разделения труда и специализации факторов производства. Производительность растет и за счет использования новых технологий, автоматизации производства, а также появления возможности использовать более квалифицированную рабочую силу (в том числе управленческий персонал). Также важным фактором является возможность более быстрого устранения технологических несовершенств.

Постоянный эффект масштаба производства

Постоянный эффект масштаба – это неизменность отдачи от используемых факторов производства. На графике данная ситуация выглядит как одинаковый темп роста объема выпуска и совокупных затрат на факторы производства, а также постоянство средних издержек в долгосрочном периоде.

Эффект масштаба в экономике Эта ситуация еще не такая безвыходная, как кажется на первый взгляд. Она означает достижение предприятием оптимального масштаба производства, который может поддерживаться большой период времени. В этих условиях компания может извлечь выгоду, построив несколько аналогичных заводов, т.е. несколько производственных единиц. Находится в этих условиях и получать прибыль предприятие может достаточно долго.

Отрицательный эффект масштаба производства

Однако, в один момент компания все равно достигнет отрицательного эффекта масштаба, т.е. превышения темпа роста совокупных затрат над выпуском и роста средних издержек в долгосрочном периоде.

Отрицательный эффект связан с рядом причин. Так, при росте масштаба производства растет сложность эффективного управления, что приводит к снижению эффективности принимаемых управленческих решений. Также возникают новые технологические барьеры, об устранении которых говорилось в разделе о положительном эффекте масштаба, вероятность узких мест и аварийность. Помимо этого, растут транспортные расходы, административные и пр. В совокупности эти факторы снижают эффективность производства.

Является ли это чем–то катастрофическим для предприятия? Конечно, все индивидуально. Но можно точно сказать, что наблюдая за динамикой эффекта масштаба предприятие имеет возможность осуществлять выпуск высококачественной продукции с меньшими издержками и своевременно принять решение о переориентации в пользу альтернативных издержек.

Альтернативные издержки – иной способ применения имеющихся ресурсов, приносящий прибыль организации. Простыми словами, например, это возможность отказаться от дальнейшего инвестирования в расширение мощностей предприятия в пользу иного направления применения денег.

Эффект масштаба в экономике

Как определить эффект от масштабирования производства

Пусть компания выпускает Q единиц продукции и для этого использует С единиц капитала и L рабочей силы. Кода происходит рост выпуска на величину a, также происходит рост использования факторов производства на величину b. Если b > a – это означает положительный эффект масштаба; если b = a — это постоянная отдача от масштаба, если b < a — это отрицательный эффект масштаба.

Эффект масштаба в экономике Отметим, что законов, которым поддается эффект масштаба, нет. Все измеряется эмпирическим путем.

Что дает технологический прогресс для достижения положительного эффекта масштаба и как это применимо к цифровизации производства

В теории эффекта масштаба технологический прогресс определяется ростом выпуска при неизменности задействованных факторов производства.

Технологический прогресс – это смена используемых технологий и, соответственно, производства во времени.

Согласно той же теории, эффект масштаба достигается за счет дополнительного вовлечения ресурсов. Но, ведь это противоречие?

Все так. И именно поэтому данный метод является крайне привлекательным для компаний.

Большие компании с большим выпуском для отсрочки наступления момента потери отдачи от масштаба пытаются применять методы, позволяющие снизить прирост используемых факторов производства, но максимизирующие прибыль и позволяющие сохранять качество выпускаемой продукции.

По этой причине на сегодняшний день приоритетом является цифровизация производств, позволяющая задействовать меньше ресурсов, а также своевременно устранить технологические неполадки и предотвратить возможные аварии.

Получите единый доступ ко всем нашим 21 курсам, 8 тренингам, 4 профессиям и 126 воркшопам — с сертификацией