
Lean Startup 🚀 — бизнес с нуля, метод бережливого стартапа от Eric Ries

Что такое Lean Startup
Это методология "бережливого" (Lean) запуска бизнеса. Она включает целый ряд инструментов и практик. В числе самых известных: подход Customer Development и модель Lean Canvas.

Зачем нужнен Lean Startup
Большинство стартапов умирает в первый год своего существования. Причина — заканчиваются деньги. Вам нужно быть уверенными в том, что то, что вы делаете, будет востребовано. Lean Startup позволяет снизить риски и повысить вероятность выхода на рынок востребованного продукта.

Как использовать Lean Startup
Проведите Customer Development своей своей целевой аудитории. Создайте Lean Canvas. Провалидируйте вашу идею на людях — проверьте, готовы ли они платить деньги за ваш продукт.

Стартап является инновационным стилем работы
Он привлекателен
- своей быстротой;
- высокой динамикой;
- быстрым результатом.
Большое преимущество стартапов в том, что они защищены от затянутых процессов, долгих согласований, бумажной волокиты в силу своей конструкции. Но есть одно «Но!»: стартапы имеют свойство проваливаться.

Почему так происходит?
Для этого зададимся вопросом «Сколько дефектов должно быть в продукте, чтобы он провалился?». Ответ: не важно. Важно, что многие прогорают на том, что у них нет потребителей этого продукта.
Мы видим причину в классике продакт–менеджмента – водопадном подходе. Там всё понятно: сначала известны проблемы, потом становятся известны решения. Результат: переход к следующей стадии (от согласования к реализации, например).

Как устроен процесс производства в Agile?

Реальная жизнь продукта такова:
Проблемы неизвестны – решения неизвестны. Так происходит потому, что нет Владельца продукта. Работа с рынком нулевая: никто ничего не знает о том, кому и как поставлять. Чего же не хватает для успеха? Стремления к результату. А для этого нужно обновлять и улучшать знания о конечном пользователе продукта.

LeanStartup — инновационный подход
Он сочетает в себе исследование пользователей и итеративное производство. Данный способ отлично подходит, как для старта новых продуктов с выходом на рынок, так и старта проектов в in-house.
Это происходит вот так:
Agile–подход позволяет нам быстро получить обратную связь от пользователей за счет потенциально готового продукта в конце каждой итерации. Но разработка даже одной итерации требует времени и сил.

Возникает вопрос: «Можно ли проверить свою идею, не сделав ничего?»
Прекрасный ответ – Flickr. В 2004 году он разрабатывался в виде онлайн–игры с чатами и обменом фото. А потом превратился в полноценный сервис для хранения фотографий и их обсуждения. Позднее стал своеобразной социальной сетью для фотографов.
Как так вышло? При его разработке велось общение с рынком и заказчиками. И разработчики корректировали свой путь. На стадии внедрения они попали в брешь восприятия, осознали, что игра никому не нужна, переосмысли свой продукт, а затем пришли к успеху.
1. Инноваторы – активно используют новую технологию, часто просто из–за интереса к ней, даже в ущерб преимуществам
2. Ранние пользователи – первые используют технологию из–за даваемых ей преимуществ
3. Раннее большинство — полагаются на других для получения практических советов
4. Позднее большинство – не интересуются технологией как таковой, покупают стандарт де факто
5. Поздние пользователи (отстающие) – не хочет ничего знать о технологии, опасается её и использует, когда не остаётся никакого выбора

Эффективный старт начинается с последователей продукта
Приоритетная задача – начать работать с ними. Вопрос: «Как? И зачем?»
Затем, чтобы:
- изучать аудиторию быстрее
- фокусироваться на разных категориях людей
- быстрее стать лидером рынка
- захватить его сегмент за сегментом
- фокусировать ресурсы
Огромную роль (особенно на старте) играет тестирование идеи (customer development). CustDev фокусируется на облегчении перехода от фазы к фазе и решает проблему при охвате разных типов потребителей/пользователей. Отлично дополняется такими приёмами как Scrum и XP.

Стадии CustDev
Pivot в CustDev (англ. — поворот) – основанное на новых данных изменение гипотезы или бизнес–модели. Чем чаще это будет происходить, тем больше шанс ответить на актуальный вопрос рынка. Такие повороты приводят к скорейшему появлению минимально жизнеспособного продукта (MVP).
Им может стать что угодно: лэндинг, слайд презентации, одна страница текста, мокап экрана.

Как развивать Lean-стартап?
Т.к. стартап является новым шагом в развитии бизнеса, то ему нужны другие инструменты для внутреннего управления проекта. В частности, вместо бизнес–планов задачи самого стартапа отлично решает Business model canvas
И вот после всех изгибов и поворотов у вас появился MVP в виде гипотезы. Теперь нужно проанализировать идею. Поспрашивайте семью, друзей, знакомых, знакомых знакомых об этом. Узнайте в социальных сетях, кому нужно предлагаемое вами.
Делайте это следующим образом:
- cначала обсудите проблему, затем существующий подход к ней, после предложите своё решение;
- соблюдайте именно такой порядок;
- избегайте «продажи» идеи;
- фиксируйте обратную связь;
- не спорьте о том, что «вы просто не понимаете!»;
- обсуждать цену на данном этапе рано и несвоевременно.
После накопления валидной базы знаний можете приступать к разработке продукта, учитывая обратную связь. И главное: не останавливайтесь, даже выпустив готовую версию!