Обучение Product Management по субботам за 24800 ₽ в год

Риски стартапа

Риски стартапа могут быть продуктовыми - связанными с продуктом и зависящими от него, и рыночными - зависящими от потребителя. Разберемся, как отделять одно от другого и зачем.

Опубликовано
Риски стартапа Customer Development Lean Startup
Тренинги Lean Product Management каждую субботу за 24 800 рублей в год
  • Обучим компетенциям руководителя IT–продукта, с фокусом на навыки запуска инноваций и вывод на рынок IT–стартапов.
  • Через год вы будете обладать всеми компетенциями, чтобы вы могли возглавить разработку нового IT–продукта в крупной компании.
  • Вы получите все материалы c тренингов, фотографии, презентации, доступ к Google–диску и полную карту компетенций.

Мы в LeadStartup разделяем два типа рисков.

Продуктовый риск: сможем ли мы создать продукт? Сможем ли мы его развить? Будут ли им постоянно пользоваться?

Рыночный риск: клиентам это нужно? Они за это заплатят? Достаточно ли их много?

Мы обсудим типичные риски стартапа, и как их избежать, общаясь с клиентами о продукте вашего стартапа.

Самый распространенный риск стартапа

Чаще всего мы имеем дело с рисками старапа второго типа. Люди создают продукты, которые никому не нужны, создают труп. Эта проблема связана с тем, что предприниматели, менеджеры и владельцы продуктов не применяют технологии Lean Startup (бережливого стартапа) и Customer Development (развития потребителей).

В результате происходит следующее - команда долгое время работает над продуктом, вкладывает в него много ресурсов и добавляют множество функций, после чего выясняется, что продукт никому не нужен.

Чтобы этого избежать, мы всегда для работы со стартапами, особенно инновационными и со сложными продуктами, проводим интервью с потенциальными клиентами, чтобы “кристаллизовать” идею и концепт продукта. Часто мы даже проверяем гипотезу о продаже - пробуем продать продукт еще до того, как он создан. Ведь если он не продается сейчас, нет никаких гарантий, что он будет продаваться потом, когда он уже создан.

Эти действия помогают снизить этот важный риск стартапа - вкладывание ресурсов в ненужный продукт.

Важно помнить, что мы можем быть на 100% уверены в том, что продукт нужен, что он важен, что он будет продаваться. Но мы считаем, что правильно принимать решения на основе реальности, и неправильно - на основе своих ощущений. Ощущения могут лгать, реальность и факты - не лгут.

Объективный риск стартапа - время и внимание

Реальность такова, что мы не можем уделять всем вещам одинаковое количество времени и внимание. Это особенно касается основателей стартапов. Когда вы создаете новый продукт, у вас максимально возможный спектр выборов и решений - куда направить внимание, что развивать в первую очередь, чем заниматься.

Важно уметь расходовать время и внимание бережно.

Вот несколько идей, как это можно сделать.

Откажитесь от формальностей

Часто, чтобы начать общаться с клиентами и узнавать у них что-то важное, предприниматели назначают встречи.

Это хорошо и правильно. Без встреч и общения не будет понимания ценности вашего продукта. Вам нужно задавать как можно больше вопросов.

Но необязательно делать эти встречи формальными, назначать конкретный день и время для встречи. Особенно, если вы можете поговорить прямо здесь-и-сейчас.

Золотое правило: вы получите больше информации и пользы, если будете действовать быстрее и неформально. Так вы снимите риск стартапа, связанный с вашим временем и вниманием.

Вас окружают люди. Скорее всего, многие из них могут быть вашими потенциальными клиентами.

Если вы видите, что это так - попробуйте сразу начать задавать вопросы, которые вам интересны. Не нужно оттягивать общение и формализовывать его - это скучно собеседнику и тяжело для вас, ведь вы потратите время на планирование и поездки. Начинайте говорить как можно раньше.

Берите обязательства, игнорируйте лесть

Есть целый ряд признаков, указывающих на повышенный риск стартапа, который вы обсуждаете с потенциальными клиентами:

  • Множество безрезультатных контактов;
  • Комплименты;
  • Отсутствие договоренностей о следующих шагах;
  • Впечатление, что встречи прошли “нормально”;
  • Отсутствие обязательств, вложений ресурсов со стороны клиента

Последний пункт, пожалуй, можно считать ключевым.

Обязательства со стороны клиента указывают на то, что они серьезны. Если вы слышите комплименты, или у вас просто складывается впечатление, что все хорошо - это не то, на чем можно принимать решения о развитии стартапа.

Если же вам удается договориться с клиентом об обязательстве - например, воспользоваться продуктом - значит, клиент готов вкладываться, значит, для него это действительно представляет ценность.

Если к вам относятся хорошо, это не значит, что продукт вашего стартапа нравится.

Берите обязательства. Не доверяйте хорошим словам, которые не превращаются в действия - хорошие слова люди могут говорить, просто чтобы порадовать и поддержать вас.

Каждая встреча либо успешна, либо провальна. Обязательство свидетельствует об успехе, отсутствие обязательства - о провале.

Если вы будете общаясь с потенциальными клиентами проверять их готовность брать обязательства, вы сможете увидеть все риски стартапа и продукта, который вы разрабатываете.

А увидев их, вы сможете скорректировать продукт или его позиционирование таким образом, чтобы он был успешен не только в теории, но и на рынке.

group 0 equalizer 0
Тренинги Lean Product Management каждую субботу за 24 800 рублей в год
  • Обучим компетенциям руководителя IT–продукта, с фокусом на навыки запуска инноваций и вывод на рынок IT–стартапов.
  • Через год вы будете обладать всеми компетенциями, чтобы вы могли возглавить разработку нового IT–продукта в крупной компании.
  • Вы получите все материалы c тренингов, фотографии, презентации, доступ к Google–диску и полную карту компетенций.