Большинство проект–менеджеров составляют карты компетенций на десятки, а то и сотни позиций. В базовые компетенции можно записать не более пяти пунктов. Они и станут отправной точкой в разработке собственной карты.
Результативность
Это слово встречается чаще остальных. Результативность – прямое отношение достигнутых целей к запланированным. Все знают, что оно означает, при этом немногие знают, как таковым быть. Определяющую роль играет планирование. Важно не просто показать выполненную работу, а сделать то, на что рассчитывал заказчик.
Ключевые показатели результативности определяются листом КРI. Это маяк, на который ориентируется вся команда. Для мотивации персонала существует прямая зависимость вознаграждения от выполнения этого листа. Вот стандартный список показателей, который применяется на большинстве проектов:
Соответствие бюджету;
Соответствие срокам;
Динамика окупаемости на начальном этапе работы проекта;
Окупаемость проекта в заданный срок;
Чистая прибыль от реализации проекта;
Маржинальная прибыль;
Применяемость освоенных технологий в иных проектах компании;
Выполнение графика контрольных событий;
Достижение цели, сформулированной в уставе проекта.
Можно дополнить этот перечень чек–листом запланированных подзадач каждого ключевого сотрудника команды.
Понимание экономических перспектив
Главная цель каждого проекта – быть выгодным заказчику. Первый человек, ответственный за реализацию идеи, должен понимать отношение израсходованных ресурсов к планируемой прибыли. Желание повсеместно сэкономить порой превалирует над здравым смыслом. Это сказывается на качестве продукта, страдает репутация товара или услуги. Превышение бюджета также не интересно ни заказчику, ни исполнителю.
Построение грамотной цепочки приоритетов позволяет добиться расчётных показателей. Контроль экономических показателей, срока окупаемости, выхода на точку безубыточности позволяет завершить проект максимально предсказуемо. Предсказуемость экономической модели проекта – основной критерий для инвесторов.
Осведомлённость об отрасли
Невозможно управлять кораблём, изучив лишь штурвал. Для формирования фокуса руководитель обязан знать об объекте не меньше, чем все его подчинённые вместе взятые. Знание технологического процесса положительно влияет не только на контроль деятельности команды, но также позволяет генерировать уникальные решения, внедрять в проект новые технологии и опережать конкурентов.
Стрессоустойчивость и коммуникабельность
Подобные компетенции – исключительно личные качества человека. Им нельзя научить, зато можно воспитать в себе. Способность вести диалог одинаково эффективно с руководителями и подчинёнными – ключ к успешной работе для менеджера проекта. Умение слышать человека помогает находить потенциал в членах команды. Использовать и развивать их идеи на благо проекта.
Давление ответственности и излишнее трудолюбие порой выливается в стрессы. Паника на рабочем месте не позволит выстроить эффективную линию взаимодействия с командой, а заказчик определённо задумается о правильности своего выбора. Стресс мешает принимать взвешенные решения и приводит к необдуманным поступкам.
Понимание базовой теории управления относится к профессиональным навыкам. В нашей стране получение сертификата PMP не является определяющим критерием для назначения на позицию руководителя проекта. Вместе с тем необходимо понимать основы менеджмента.
В дополнение к основному образованию, будь то экономика, менеджмент или технические специальности, необходимо освоить принципы инициирования, планирования, выполнения и контроля, а также закрытия проекта. Эти принципы разработаны специально для систематизации методов управления и широко используются менеджерами проектов крупнейших компаний по всему миру.