Получите все материалы с наших курсов — бесплатно
Катерина Сухих
74 отзыва, в среднем 4 из 5

Матрица приоритетов Эйзенхауэра 💠 — инструмент расстановки приоритетов

Матрица приоритетов Эйзенхауэра — иногда её называют просто «матрица Эйзенхауэра» — это шаблон и инструмент для приоритизации задач по векторам «важность» и «срочность». Применение этого инструмента повышает личную эффективность.

Что такое матрица Эйзенхауэра

Это простая модель, которая помогает расставлять приоритеты в работе на основе двух векторов: важности и срочности работы. Например, при работе с бэклогом продукта.

Получите нашу единую MIRO–доску
Материалы тренингов LeadStartup

Зачем нужна матрица Эйзенхауэра

Ее используют для быстрой расстановки приоритетов. Так вы сможете быстро понять, чем сейчас стоит заниматься, что вы можете делегировать, а что можно просто отбросить как ненужное. На основе этой приоритезации вы сможете понять, например, что можно взять в работу в ближайший спринт.

Получите доступ к нашему Google–диску
Скачать модель

Как использовать матрицу Эйзенхауэра

Нарисуйте таблицу по шаблону. Отнесите все ваши работы к одному из разделов матрицы. Примите решения о том, как вы будете работать дальше.

Матрица Эйзенхауэра

Дуайт Дэвид Эйзенхауэр [Dwight D. Eisenhower] — был очень продуктивным человеком. Генерал Второй мировой войны, 34-й президент Соединенных Штатов. Как ему это удавалось? Во многом здесь сыграло свою роль его понимание фундаментального различия между срочным и важным.

В своей «матрице приоритетов» он выделил эти две характеристики задач, и дал каждой из них свое пространство. Каждая задача так или иначе попадает в одно из этих пространств, и таким образом она получает свой приоритет — высокий, или низкий.

За счет такого простого и эффективного разграничения приоритетов вы можете лучше сфокусироваться на том, что сейчас по–настоящему важно и чем стоит заняться.

Как выглядит Матрица Эйзенхауэра

В матрица приоритетов Эйзенхауэра 2 вектора:

  • Важность
  • Срочность

Соответственно, каждная задача может быть важной или не важной, и срочной или не срочной.

Если изобразить это графически, может получиться четыре квадрата:

  • Важные и срочные дела
  • Важные и несрочные
  • Срочные и неважные
  • Несрочные и неважные

Шаблон модели может выглядеть вот так:

Имея на руках этот шаблон, вы можете распределить все ваши задачи по этой матрице.

Но что делать дальше? Как относиться к каждому квадрату? Давайте разберем их подробнее.

Срочные и важные дела

Это дела, которые нужно начать делать прямо сейчас. Классическая история — когда горит какой–то дедлайн.

У таких дел есть четкие дедлайны и такие же четкие последствия , если не сделать работу.

Лучше всего, если у вас таких дел не очень много — ведь вы не должны жить в аврале и терять фокусировку. Для того, чтобы не допускать такого, лучше всего начать лучше планировать свои дела.

Некоторые вещи вы не можете планировать, поэтому в любых планах лучше оставлять небольшой зазор времени, чтобы вы могли делать срочные и важные дела. Если их не будет — вы всегда сможете использовать этот зазор, чтобы отдохнуть и восстановиться, что тоже повысить вашу продуктивность в дальнейшем.

Если и это не помогает, возможно, дело в особенностях ваших рабочих процессов, и их нужно лучше структурировать. С этим может помочь, например, персональный канбан.

Примеры срочных и важных дел:

  • Закончить проект клиента
  • Ответить на некоторые email
  • Забрать больного ребенка из школы

Такие дела надо делать. Чем быстрее — тем лучше.

Важные и не срочные дела

Это такие дела, которые не имеют явных дедлайнов, но при этом именно они приближают тебя к заветным целям.

Кстати, именно такие дела — те самые, над которыми мы чаще всего прокрастинируем. Отсутствие четких рамок у таких дел позволяют это.

Такие дела нужно планировать. Если вы не запланируете их — есть большой риск, что вы про них забудете, или просто не будете делать никогда.

Примеры не срочных, и при этом важных дел:

  • Стратегическое планирование
  • Профессиональное развитие
  • Нетворкинг

Не важные и срочные дела

Это такие дела, которые нужно сделать в любом случае, при этом они не требуют ваших специфических навыков. Рутиная работа, и скучная.

Как правило, лучше всего — дилегировать такую работу. Если вы не будете такие вещи дилегировать, есть риск погрязнуть в рутине, и при этом не сделать того, что по–настоящему важному.

Частый источник таких задач — это другие люди и их интересы. Нас часто побуждают к чему–то, что нам не интересно, но мы можем соглашаться на это из лояльности к человеку. Иногда решить проблемы с этим квадратом можно, просто начав экологично говорить «нет».

Общая рекомендация по обхождению с этим квадратом — будьте амбициознее.

Примеры срочных и не важных дел:

  • Загрузить посты для блога
  • Планирование расписания
  • Ответить на некоторые email (в отличие от email в первом квадрате — на менее важные)
  • Готовка еды

Не важные и не срочные дела

Удалить, удалить, удалить.

Эти задачи просто отвлекают — избегайте их, и удаляйте их, если это возможно. Опять же, здесь вам поможет волшебное слово «нет».

Если источник такой задачи другой человек — скажите это «нет» ему. Иногда достаточно просто объяснить, почему вы не будете этого делать.

Если дело даже не в другом человеке — просто говорите «нет» и будьте смелее в том, чтобы делать то. что по–настоящему важно.

Заключение

Используя матрицу приоритетов Эйзенхауэра вы сможете лучше управлять приоритетами задач в своей жизни и в работе.

Попробуйте разбить текущие задачи по описанным квадратам. Посмотрите, как вы прямо сейчас обходитесь с ними. Если нужно — примите решения о том, что вы измените в том, как все происходит.

Успеха вам в ваших свершениях!