Что такое концепция Just in Time?
Just in Time (Точно в срок) – это концепция управления производством, которая направлена на снижение количества запасов. В соответствии с этой концепцией, необходимые комплектующие и материалы поступают в нужном количестве и в нужное время.
Что такое Канбан?
Канбан – это система постановки задач, при которой все этапы проекта визуализируются на специальной доске. Члены команды имеют постоянный доступ к ней, а значит могут отслеживать текущее состояние задач.
В чем заключается связь «Just in Time» и системы Канбан?
Канбан – это руководство, которое указывает над чем и когда нужно работать, чтобы производство было эффективным и шло без лишних затрат. Такая основа существенно облегчает внедрение концепции Just in Time.
История возникновения Just in Time
Еще совсем недавно компании забивали свои склады различными товарами на случай, если резко возрастет спрос со стороны покупателей.
Однако наличие большого количества продукции автоматически означает и наличие больших затрат на ее содержание. Это логично, что для больших объемов товаров нужно гораздо больше места и дополнительная рабочая сила.
Еще в середине 20-го века, пытаясь снизить высокие затраты на хранение различной продукции, компания Toyota заложила первые основы бережливого производства (Lean production).
Они решили применить простой принцип, который впоследствии стал основным принципом производственной системы Toyota – Just in Time (JIT). Простая система, при которой вы производите продукцию только в том случае, если на нее есть спрос.
После Второй мировой войны японские производители столкнулись с рядом проблем: постоянная нехватка финансов, недостаточное количество места для строительства больших складов и огромный недостаток природных ресурсов.
Все эти факторы стали препятствием, которое нужно было срочно устранить, чтобы добиться положительных результатов. Именно тогда компания Toyota предложила простое решение «Just in Time», которое, по сути, предлагало сделать все процессы более экономичными.
Данная концепция должна была создать оптимизированную и высокоэффективную систему, которая предоставляла бы недорогие качественные продукты, удовлетворяющие потребности клиентов.
На усовершенствование этой концепции потребовались годы, но уже сегодня она применяется в различных сферах бизнеса (например, в таких компаниях, как: Dell, Harley-Davidson и McDonald’s).
Но что же такое концепция Just in Time?
Концепция Just in Time
Just in Time (Точно в срок) – это концепция управления производством, которая направлена на снижение количества запасов. В соответствии с этой концепцией, необходимые комплектующие и материалы поступают в нужном количестве и в нужное время.
Стоит отметить, что в основном метод JIT применяется в организациях, где имеют место регулярные повторяющиеся процессы. Например, на производстве, где какие–то продукты производятся серийно или массово.
Для любой такой организации, если она хочет успешно конкурировать на рынке, существенным преимуществом будет умение предоставить клиенту необходимый качественный товар в кратчайшие сроки (и по более низкой цене, чем у конкурентов). Исходя из этого можно выделить основные цели, которые ставит перед собой концепция Just in Time:
Нулевые запасы
Т.е. все запасы (включая те, которые находятся в процессе обработки) должны быть сведены к минимуму.
Никаких лишних операций
В процессе производства не должно быть лишних действий, которые никак не будут влиять на ценность продукта.
Минимальное время ожидания
Это предполагает, что точность планирования и согласованность в работе должны быть приоритетными направлениями в организации рабочего процесса.
Компании часто хранят избыточное количество продуктов, чтобы иметь возможность быстро среагировать на внезапный рост потребительского спроса. Такой подход называется Just in Case (На всякий случай). В отличие от Just in Time, цель концепции Just in Case – снизить риск нехватки, которая может возникнуть из–за непредвиденных обстоятельств (например, рост количества заказов, проблемы с поставщиками или логистикой). Метод JIC может показаться удобным и обоснованным, но также он предполагает и значительные финансовые затраты. Компании рискуют своим бюджетом, так как хранение обходится в копеечку, а сам товар, при низком спросе, может устареть и вовсе потерять свою актуальность.
Именно эти проблемы и стремится решить концепция Just in Time.
Если рассматривать ключевые пункты концепции, то стоит отметить такие, как:
Наличие стабильной программы производства
Такая программа необходима для создания равномерной нагрузки на все основные операции производства, а ее изменение может происходить только за счет изменений потребительского спроса.
2. Минимальные размеры партий
Такой подход, конечно, потребует более частых поставок, поэтому следует наладить максимально тесное и доверительное сотрудничество с поставщиками.
3. Минимальное время ожидания
Это касается как самого производства, так и поставки готовой продукции. Для увеличения скорости работы потребуется высокий уровень согласованности между рабочими процессами и командами.
4. Кросс–функциональность команд
Что означает, что члены команды могут не только качественно выполнять свои функции согласно должности, но и дополнительно разбираться в некоторых аспектах работы своих коллег, работающих с ними в коллективе (или в команде).
5. Минимальное количество брака
Т.е. все действия, которые могут привести к браку продукта должны быть сведены к минимуму, что подразумевает выский профессионализм и ответственность работников.
При правильном внедрении, JIT позволяет компаниям сокращать ненужные расходы, а также повышать общую производительность и прибыльность.
Немного о методологии Канбан
Канбан – это система постановки задач, при которой все этапы проекта визуализируются на специальной доске. Члены команды имеют постоянный доступ к ней, а значит могут отслеживать текущее состояние задач.
Этот метод напрямую относится к Agile–философии. В его основе лежит все тот же Agile–манифест, основные тезисы которого:
Люди важнее инструментов;
качество продукта важнее документации;
Взаимодействие с заказчиком важнее контракта;
Готовность к изменениям важнее установленного плана.
У методологии Канбан всего одна основная цель – получать готовый качественный продукт вовремя, что одновременно и является основным тезисом концепции Just in Time.
Just in Time и Канбан
Канбан является критически важным элементом при внедрении метода Just in Time. Это связано с тем, что с его помощью компании могут эффективно систематически сообщать о своих производственных потребностях.
Стоит обратить внимание на тот факт, что Канбан работает рука об руку с JIT. Он служит неким методом контроля, сигнализирующим о том, когда и сколько понадобится продукции. Для этого обычно используются Канбан–доски, о которых мы говорили выше. Они служат маркерами, которые сообщают, что пора начинать работу над одним из процессов, чтобы затем появилась возможность перейти к следующему.
Другими словами, Канбан – это руководство, которое указывает над чем и когда нужно работать, чтобы производство было эффективным и шло без лишних затрат. Такая основа существенно облегчает внедрение концепции Just in Time. А благодаря тому, что вся информация в Канбан визуализируется, компаниям гораздо проще управлять объемом незавершенного производства, товарооборотом, а также отслеживать потребительский спрос.
Преимущества и недостатки концепции Just in Time
При правильной и качественной реализации, Just in Time обеспечивает огромное количество преимуществ для бизнеса. Вот лишь некоторые из них:
Снижение затрат на хранение
Поскольку товары почти мгновенно отправляются покупателям, компаниям не приходится вкладывать дополнительные средства в аренду больших помещений для хранения огромных партий товара.
Минимизация «мертвого» запаса
Производство идет параллельно спросу. Проще говоря, количество произведенного товара практически не привышает спрос потребителя. Таким образом, компании минимизируют риск того, что товар будет просто лежать на складе.
Сокращение объема незавершенного производства (НЗП)
Производство точного небольшого количества товара, согласно востребованности, позволяет командам сосредоточиться на качестве продукта.
Более короткие производственные циклы
Чем меньше партия, тем быстрее происходит процесс ее производства, что положительно влияет на удовлетворение потребительского спроса.
Экономия средств для инвестиций в другие сферы
Деньги, которые были бы потрачены на избыточное производство или аренду складских помещений, можно направить на инвестиции в другие сферы вашего бизнеса.
Однако таких результатов сложно достичь мгновенно. Успешная реализация методологии Just in Time требует качественного планирования цепочки поставок. А любой сбой у поставщика, при котором он не сможет выполнять свои обязательства, может создать эффект домино, который застопорит работу всего производства. Это и есть главный недостаток концепции Just in Time – система должна быть идеально отлаженна. Для этого компаниям будет мало одной этой концепции. Возможно, придется использовать и другие методы бережливого производства, чтобы сделать рабочие процессы более стабильными.
Компании, использующие JIT, также могут испытывать трудности с адаптацией к внезапным скачкам потребительского спроса. Любая нехватка сырья или деталей неизбежно приведет к задержке отправки продукта заказчику. Поэтому, имея срочные заказы, предприятия рискуют потерять клиентов.
Производство меньшими партиями может также привести к увеличению затрат, так как оптовые поставки составляющих могли бы обойтись дешевле.
Таким образом, как мы уже говорили, бизнес не ограничивается использованием исключительно JIT, так как многим организациям больше подходит гибридная методика, т.е. сочетание различных концепций. Все сводится к поиску правильного баланса.
Практическое применение метода Just in Time
Идея хранить минимальное количество материалов для производства звучит немного утопично. Однако есть примеры успешной реализации концепции Just in Time. Кроме компании Toyota, о которой мы уже рассказывали, данный метод эффективно применяется и в других отраслях, отличных от производства.
Компания Dell – один из самых известных примеров применения JIT. Компания, которая произвела революцию в производстве компьютерной техники.
Еще в 90-х годах Dell начали предлагать клиентам компьютеры с персональными характеристиками. Это связано с тем, что компания не хранила огромного количества готовых собранных компьютеров. Производство начиналось только после того, как был сделан заказ.
Таким образом, получив заказ, Dell могли собрать и доставить устройство с нужными характеристиками гораздо быстрее, чем это могли сделать конкуренты, у которых были только готовые компьютеры на складе.
Конечно, есть много других примеров, доказывающих, что концепция Just in Time полностью изменила способ работы компаний и понимание бизнеса в целом. Эта философия бережливого производства позволила бесчисленному количеству организаций более эффективно использовать свои ресурсы и, к тому же, добиться стабильного дохода.
Вот несколько советов, как сделать применение JIT более эффективным:
Создайте график работы (как можно точнее);
Установите стабильные и надежные отношения с поставщиком;
Продвигайте философию покупок, основанную на поддержке частых мелких покупок;
Поощряйте и обеспечивайте дисциплину сотрудников;
Сделайте своей основной целью – эффективную и успешную реализацию.
Заключение
К сожалению, легко сказать, что JIT – это идеальное решение, но не так просто заставить его работать. Концепция Just in Time не подходит абсолютно всем организациям, поэтому важно определить, подойдет ли она вашей. Возможно, этот метод можно применить только к определенным областям управления.
В любом случае, JIT зарекомендовала себя, как мощное средство, отображающее практически все преимущества бережливого производства и позволяющее значительно снизить затраты, а также повысить эффективность рабочего процесса.