
Пример бизнес-кейса для студентов

Описание процесса создания бизнес-плана для проекта
Бизнес–план для проекта описывает все элементы, входящие в состав проекта, его стратегию развития и цели. Он содержит также анализ конкурента и изменений рынка, которые могут сказаться на развитие компании. В бизнес–плане важно также указать финансовые показатели, чтобы ориентироваться на них при развитии организации.
Бизнес–план составляется следующим образом:
- Определение задач и стратегических целей проекта. Важно правильно установить цели, к которым должна прийти команда за определенный промежуток времени. К целям могут относиться увеличение доходности компании, завоевание большей доли рынка или повышение удовлетворенности клиента. После определения цели ее надо разбить на более мелкие задачи, которые помогут достичь нужного результата.
- Исследование рынка. Чтобы соответствовать пожеланиям клиентов и достичь увеличения прибыли, необходимо понимать, что сейчас пользуется спросом. Важно также проанализировать действия конкурентов и их продукт, чтобы определиться со стратегией продвижения и преимуществами своего проекта.
- Выбор способа продвижения продукта. После анализа рынка вы получите необходимые данные для того, чтобы выработать грамотную стратегию маркетинга и рекламы. Вы можете сфокусироваться на узкой нише рынка, снизить цену на свой продукт. При выборе маркетинговой стратегии обязательно проанализируйте целевую аудиторию и наличие на рынке конкурентов.
- Определение организационных особенностей проекта. Вы должны правильно разделить работу между сотрудниками, определить ключевые для вашего проекта отделы, выбрать правильную организационную форму всего бизнеса, если речь идет об основании организации.
В оформлении бизнес–плана должны присутствовать следующие пункты:
Вступление. Во вступлении важно указать основную информацию о проекте, его преимущества и стратегические цели. В этом разделе можно также представить ответственных за проект, дать информацию об их навыках, должностях и опыте.
Описание продукта. В этом разделе важно максимально детально расписать особенности продукта и то, на какую целевую аудиторию он рассчитан.
Анализ особенностей рынка. Здесь важно упомянуть возможности развития компании и особенности будущих пользователей продукта. Важно также указать величину спроса на похожие товары и услуги и провести анализ конкурентов.
Описание маркетинговой стратегии и ее особенностей. Нужно определить позиционирование продукта на рынке, выбрать подходящие способы рекламы и определиться с каналами продаж.
Структура бизнеса. В этом разделе нужно расписать ответственных за каждый этап работы над продуктом, указать обязанности каждого сотрудника и их роли в компании, а также обязательно упомянуть особенности системы управления компанией.
Распределение бюджета. Здесь важно указать ожидаемую прибыль от проекта, расходы на достижение целей и предполагаемую прибыльность.
Риски и способы их минимизации. Этот пункт бизнес–плана должен включать указание всех возможных рисков и стратегии по их снижению или предотвращению.

Анализ конкурентов и определение уникального предложения
Анализ конкурентов и определение УТП, которое подскажет клиенту преимущества именно вашего товара, помогают выделиться на рынке среди огромного количества похожих предложений. Создавая что–то уникальное по дизайну или характеристикам, вы привлечете новых пользователей и выгодно выделитесь на рынке.
Уникальное торговое предложение дает проекту следующие преимущества:
- Внимание клиентов на рынке. Наличие УТП привлекает внимание потенциальных покупателей и дает им понять, чем ваш продукт отличается от похожих товаров конкурентов.
- Привлечение новых пользователей. УТП помогает привлечь тех, кто еще не пользовался вашим продуктом, потому что торговое предложение описывает ваш товар и показывает, какие преимущества получат клиенты.
- Удержание существующих покупателей. УТП показывает уже действующим клиентам вашей компании преимущества, уникальность и ценность ваших услуг.
- Развитие компании. Разработка УТП помогает сфокусироваться на развитии отдельных уникальных направлений и преимущества перед конкурентами, благодаря чему организация становится более прибыльной.

Определение целевой аудитории и разработка маркетинговой стратегии
Целевая аудитория — это люди и компании, которые могут стать пользователями вашего продукта. Понимание запросов ЦА позволяет правильно выбрать маркетинговую стратегию и определить необходимые характеристики товара или услуги, которую вы выводите на рынок.
Определение целевой аудитории осуществляется путем сбора информации о потенциальных покупателях и пользователях услуг. Сделать это можно следующими методами:
- Анализ демографической статистики. Возраст, пол, уровень дохода и образования уже существующих клиентов компании позволяет выявить, какую категорию людей интересует ваш продукт.
- Опросы. Вы можете провести опрос уже существующих клиентов, чтобы выявить их пожелания к товарам, привычки и мотивации.
- Данные из соцсетей. Анализ информации о пользователях вашего товара из соцсетей, их интересов и активности позволяет собрать достаточно данных для понимания ЦА.
- Исследование ЦА конкурентов. Анализ аудитории, которую привлекают конкуренты, позволяет определить, какие запросы существуют на рынке и выработать свои преимущества для привлечения покупателей.
Маркетинговая стратегия напрямую зависит от вашей целевой аудитории. Она определяет каналы общения с потребителями и набор действий, необходимых для продвижения продукта. Она включает в себя следующие варианты продвижения:
- Традиционная реклама. Реклама по телевизору, радио, в газетах и на онлайн–платформах по–прежнему остается эффективной.
- Публичность. Привлечь внимание к компании поможет ее присутствие в медийной сфере, выпуск пресс–релизов и интервью.
- Социальные сети. Для привлечения клиентов и взаимодействие с ними может проходить с использованием различных социальных платформ.
- Email–рассылки. Отправка писем на почту уже существующих клиентов поможет вам удержать их с помощью персональных предложений, уникальных акций и скидок.
- Контент–маркетинг. Создание экспертного оптимизированного для поисковых систем контента на сайт привлекает внимание потенциальных клиентов и повышает уровень доверия к вам.
При нечетком определении ЦА маркетинговая стратегия может оказаться неудачной. Это может произойти из–за следующих ошибок:
- Неправильное определение целевой аудитории. Люди старшего поколения больше реагируют на традиционную рекламу, в то время как молодые люди больше внимания отдают каналам продвижения в социальных сетях. Поведение и привычки ЦА нужно учитывать для повышения эффективности рекламы.
- Недостаточное внимание к результатам. При отсутствии мониторинга результатов рекламы в режиме реального времени сложно изменить и оптимизировать стратегию для достижения ее максимальной эффективности.
- Отсутствие гибкости. ЦА меняется, ее запросы и ситуация на рынке тоже изменчивы, поэтому маркетинговая стратегия должна быть гибкой и подстраиваться под изменения сразу, чтобы оставаться эффективной.

Финансовая модель проекта и расчет окупаемости
Финансовая модель проекта составляется из его доходов, расходов на его реализацию. Она помогает понять жизнеспособность проекта с финансовой точки зрения и оценить его прибыльность и выгоду от его продолжения для компании.
Отдельным важным параметром является окупаемость бизнеса или отдельного проекта. Она определяется по одному из следующих методов:
- NPV. Этот метод позволяет узнать чистую прибыль от полученных инвестиций после всех затрат.
- IRR. Этот показатель отвечает за внутреннюю нормативную доходность и вычисляет процентную ставку, при которой чистая приведенная стоимость равна нулю, а компания становится рентабельной.
- Payback Period. Это срок, за который проект начнет приносить прибыль.
При расчете финансовой модели важно учитывать все риски. Это важно по следующей причине:
- Прогнозирование доходов. Используя учет рисков, вы сможете определить изменения в различных факторах и возможные отклонения от плана. Это поможет создать объективную и реалистичную финансовую модель.
- Минимизация потерь. Учет рисков подсказывает потенциальные проблемы при работе над проектом и позволяет избежать их или минимизировать, что соответственно уменьшает финансовые потери.
- Привлечение внимания инвесторов. Учет рисков при прогнозировании доходности компании помогает указать потенциальным инвесторам на серьезность ваших намерений при запуске бизнеса и понимание вами сложностей и возможных проблем.
При расчете окупаемости важно учитывать инфляцию, чтобы получить более объективные данные и принимать решения о запуске проекта на основе реалистичных расчетов.

Анализ рисков и возможных проблем при реализации проекта
Основными рисками, с которыми сталкивается большинство проектов, становятся следующие потенциальные трудности:
- Финансовые риски, связанные с недостатком финансирования или неверным распределением ресурсов. Отсутствие необходимого бюджета для выполнения тех или иных задач может негативно сказаться на их выполнении.
- Технические проблемы. Если вы неверно оценили сложность задач или ваша команда не имеет опыта в их выполнении, это может привести к задержкам или недостаточно хорошему результату.
- Недостаток квалификации персонала и другие проблемы персонала. Если ваша команда неквалифицированная, не имеет достаточной мотивации или не умеет работать слаженно, выполнить проект качественно и в срок может не получиться.
- Низкая репутация. Негативное мнение о вашей компании может привести к серьезным убыткам даже при высоком качестве товара и наличии спроса на него.
Для предотвращения рисков и своевременного устранения проблем можно предпринять следующие меры:
- Проведение анализа. Анализ возможных проблем на каждом этапе проекта позволяет подготовиться к их возникновению и найти способ решить их заранее, уменьшить риски или обойти трудности.
- Разработка плана на случай возникновения трудностей. План решения возможных проблем поможет своевременно на них отреагировать и быстро принять меры, чтобы сложности не привели к большим убыткам для компании.
- Постоянный мониторинг работы. Важно постоянно отслеживать работу сотрудников, чтобы найти слабые места и предотвратить серьезные угрозы для всей деятельности компании в рамках проекта.
