Vision statement (формулировка видения проекта) – это формулировка, описывающая цели организации, на которые могут ссылаться менеджеры при принятии каких–либо решений.
Но как правильно сформулировать видение проекта?
- Задавайте правильные вопросы
Как и любая другая бизнес–задача, формулировка видения требует правильного подхода еще на начальном этапе. Попробуйте ответить на несколько вопросов, которые помогут внести ясность:
- Какие конечные цели преследует ваша организация?
- Какие проблемы клиентов вы намерены решать?
- Какой вы видите вашу компанию через 5-10 лет? Какое место на рынке она занимает?
- Чего вы хотите добиться?
- Почему вы хотите этого добиться?
Как только вы ответите на эти вопросы, у вас уже будет общая картина, описывающая ваш проект. Это хороший старт.
2. Составьте список целей
На этом этапе вам может помочь методология постановки целей SMART. Ваши цели должны быть:
Конкретность цели увеличивает вероятность ее достижения. Это предполагает точную формулировку результата, которого вы хотите достичь. Не забывайте про известное правило: одна цель – один результат. Если вдруг у вас не получается действовать согласно этому условию, разбейте такую цель на несколько небольших.
Для этого на этапе постановки цели следует установить конкретные критерии для измерения прогресса выполнения цели.
Реалистичность и достижимость целей напрямую влияет на мотивацию исполнителя. Определите, какими временными ресурсами, бюджетом и какого уровня командой вы обладаете. Это даст понимание того, насколько какая–то конкретная цель будет достижимой для вас.
Значимость можно сопоставить со словом «вклад». То есть определение значимости цели – равнозначно оценке вклада решения конкретной задачи в достижение глобальных стратегических задач компании.
Установите дедлайн для каждой цели, превышение которого будет означать ее невыполнение. Это позволит сделать процесс управления более контролируемым.
Чем конкретнее вы будете, тем легче вашей компании будет выбрать правильные варианты решений, которые будут способствовать достижению долгосрочных целей.
3. Вдохновляйте
Если своей формулировкой видения проекта вы сможете вдохновить людей, это станет самой лучшей мотивацией продолжать работу. Начиная с вашей команды и заканчивая всеми заинтересованными сторонами (клиенты, инвесторы и т.д.). Ваше видение проекта должно дать определенное понимание того, на что они могут рассчитывать и чего стоит ожидать.
4. Определите целевую аудиторию
Прежде чем создавать свое видение проекта, вы должны узнать, кто будет вашей целевой аудиторией. Например, формулировка для внешней аудитории (клиенты) должна в первую очередь вдохновлять и мотивировать на какое–либо взаимодействие с вашей компанией. А формулировка для внутреннего круга (работников компании) должна как можно конкретнее отображать ваши задачи и цели.
5. Воспользуйтесь своим стратегическим планом
Стратегический план включает в себя практически все, что вам может понадобиться при формулировке своего видения проекта. Просмотрите ценности и, опять же, цели вашего бизнеса. Оцените сильные стороны и общие возможности. И не забудьте выделить историю вашего бизнес–проекта.
6. Не забудьте про миссию проекта
Мы уже говорили об их различиях, но стоит уточнить, что в рамках своего видения вы вполне можете упомянуть и миссию. Чаще всего такая формулировка будет ориентирована на клиента.
7. Обратная связь
Прочитайте готовый вариант видения проекта вашему коллективу и попросите их оценить его. Так у вас будет возможность узнать общие впечатления и внести какие–то правки, если понадобится.
Вы можете сформулировать свое видение всего в одной строчке, а можете написать несколько абзацев. Главное – понимать, что оно отображает основные цели проекта, но не включает в себя план их практической реализации.